0
0

Время удивительных историй: продолжение битвы за «Макарики»

Два месяца назад мы писали о том, как одна из гродненских компаний решила присвоить наш товарный знак «Макарики». Суд состоялся, компания получила штраф, справедливость была восстановлена, казалось бы — точка поставлена. Ага, сейчас.

Ниже — продолжение истории, а также подробные рекомендации юриста на тему того, как проверить ваш товарный знак на предмет того, не зарегистрирован ли он на какую-либо другую компанию, и что делать в случае, когда кто-то нарушает ваши права в этой сфере. Если вы владелец бизнеса или задумываетесь о его открытии, смело добавляйте этот материал в закладки!

Тем, кто не читал начало истории, кратко напомним ее суть. Зимой этого года случайно обнаружилось, что одна из гродненских компаний незаконно использует товарный знак «Макарики», который зарегистрирован в Национальном центре интеллектуальной собственности и владельцем которого на территории Беларуси и России является компания «Суши Весла». «Незаконно использует» переведем с юридического языка на прямолинейный: компания из Гродно внаглую взяла в интернете логотип и фирменный стиль «Макариков» и некоторое продавала под ним свою продукцию.

Выглядело это так:

Первым делом юридический отдел «Суши Весла» отправил письмо с просьбой перестать это делать, однако в Гродно никак не отреагировали. Тогда наша компания подала в суд, ради чего пришлось неоднократно съездить в Гродно — попутно выяснилось, что механизм защиты прав на интеллектуальную собственность в стране работает далеко не идеально. Тем не менее, суд состоялся, хоть в некоторые моменты,  учитывая поведение ответчика, он временами напоминал цирк —  все же, очень рекомендуем прочитать вам эту историю:)

Было два заседания суда, гродненскую компанию признали виновной, результатом для нее стал штраф. Однако некоторые почти философские вопросы остались. Почему в умах многих людей понятие интеллектуальной собственности кажется чем-то несущественным? Почему эту проблему никто не стремится решать на государственном уровне? Почему руководители обязаны проходить курсы по охране труда, но на тему товарных знаков не существует элементарного ликбеза?

Забавно то, что, пока «Суши Весла» задавались подобными вопросами, гродненская компания решила оспорить решение суда. Но, прежде чем мы расскажем продолжение истории, хотим разложить по полочкам информацию, которая касается товарных знаков — это будет полезным для многих.

Итак, какие юридические аспекты стоит учесть при создании нового товарного знака и что делать, если вы обнаружили, что сторонняя компания нарушает ваши права на интеллектуальную собственность?

Екатерина Желтонога, управляющий партнер адвокатского бюро VERDICT:

 «На старте бизнеса, когда дается название самому бизнесу или товарам/услугам, есть риск того, что придуманные вами названия повторят чей-то уже зарегистрированный товарный знак или будут сходными с ним до степени смешения.

Здесь есть несколько нюансов.

Первый – все товары и услуги для целей регистрации товарных знаков делятся на 45 классов и товарный знак регистрируется только на определенные товары и услуги. Если использовать обозначение, которое является зарегистрированным товарным знаком, в отношении других товаров/услуг, это нарушением считаться не будет. К примеру, наш товарный знак «ВЕРДИКТ» зарегистрирован на юридические услуги. Если кто-то откроет кафе «ВЕРДИКТ», это права на наш товарный знак не нарушит.

Второй – информация о зарегистрированных товарных знаках есть в свободном доступе и любое придуманное вами обозначение можно проверить на тождество с уже зарегистрированными товарными знаками:

http://www.belgospatent.by — товарные знаки, зарегистрированные в Беларуси по национальной регистрации;

http://www.wipo.int/romarin/search.xhtml — товарные знаки, зарегистрированные по международной регистрации.

Есть, конечно, вероятность того, что на придуманное вами обозначение подана заявка на регистрацию в качестве товарного знака, но регистрация еще не произведена (она может быть произведена в течение 2 лет с момента подачи заявки). Поэтому для полной безопасности можно обратиться в НЦИС и заказать там услугу по поиску по поданным заявкам. Если этот поиск результатов не даст – можно смело использовать придуманное обозначение, не боясь нарушить чьи-то права.

 

Что делать, если нарушили ваши права на товарный знак?

Если кто-то нарушил ваши права на товарный знак, есть три направления возможных действий:

1. Взыскать с нарушителя убытки или компенсацию за нарушение прав;

2. Заявить о привлечении к административной ответственности;

3. Требовать привлечь нарушителя к уголовной ответственности.

При этом вариант 1 можно совместить с вариантом 2 или 3.

 

Вариант 1. Взыскиваем компенсацию

В случае нарушения прав на товарный знак, правообладатель может обратиться в суд за взысканием с нарушителя понесенных им убытков. Однако их размер нужно доказать, а сделать это не всегда просто. К примеру, владелец товарного знака осуществляет деятельность только Минске, а в Бресте этот же товарный знак использует местное юридическое лицо. В данном случае вообще есть вопрос, понес ли владелец товарного знака убытки: упущенной выгоды здесь нет, поскольку в Бресте владелец товарного знака не представлен и выручки оттуда не получает; а реальным ущербом могут быть только суммы, которые владелец товарного знака потратит на защиту своих нарушенных прав.

Но не все так печально. Новая редакция Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», которая вступила в силу с 15 июля 2016 года, предусмотрела возможность взыскать с нарушителя компенсацию в размере от 1 до 50 000 БВ вместо убытков. Раньше такая возможность была предусмотрена только в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», и авторы или иные правообладатели ею активно пользовались.

С одной стороны, процедура взыскания с нарушителя денег упростилась: размер взыскиваемой суммы не нужно доказывать, просто указываешь сумму в исковом заявлении. С другой стороны, не факт, что суд заявляемую сумму взыщет. Если принимать во внимание практику по делам о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, то суд определяет размер компенсации по своему внутреннему убеждению: можно заявить и 1000, и 10 000 базовых, а получить в итоге 100 (при этом госпошлина платится с изначально указанной в исковом заявлении суммы).

Для реализации данного варианта необходимо подготовить и подать в Верховный суд соответствующее исковое заявление и в ходе рассмотрения дела доказывать доводы иска.

Плюсы данного направления защиты: деньги взыскиваются с нарушителя в пользу владельца прав на товарный знак.

Минусы: необходимо платить госпошлину (в случае выигрыша дела она возвращается пропорционально взысканной сумме), необходимо все самостоятельно доказывать.

 

Вариант 2. Заявляем о привлечении к административной ответственности

Административную ответственность влечет незаконное распространение или иное незаконное использование объектов права промышленной собственности (в рассматриваемом случае – товарных знаков).

Административная ответственность может быть наложена как на физическое лицо (30-50 БВ), так и на субъект хозяйствования (индивидуального предпринимателя – 50-150 БВ или юридическое лицо – 100-300 БВ). Дополнительно к штрафу может быть применена конфискация предмета административного правонарушения (например, товара, обозначенного товарным знаком, права на который нарушаются).

Для реализации данного варианта защиты необходимо обратиться с заявлением в РУВД или прокуратуру по месту совершения правонарушения (по месту деятельности нарушителя) либо в Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС), КГК или таможенные органы. Соответствующий орган должен проверить указанные в заявлении факты и при их подтверждении составить в отношении нарушителя протокол об административном правонарушении. Затем этот протокол передается для рассмотрения в суд. Суд и определяет виновность нарушителя и размер ответственности.

Плюсы данного направления защиты: нет необходимости платить госпошлину, собиранием доказательств вины нарушителя будут заниматься правоохранительные органы (пусть их сотрудники и делают это без особого энтузиазма и им все равно надо помогать).

Минусы: деньги с нарушителя взыскиваются в пользу государства, в пользу него же конфискуется и предмет правонарушения. Владелец прав на товарный знак в данном случае получает только моральное удовлетворение и доказанность факта нарушения своих прав, что может облегчить ему движение по варианту 1.

 

Вариант 3. Привлекаем к уголовной ответственности

Уголовная ответственность в Республике Беларусь предусмотрена за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов права промышленной собственности в случаях, если эти действия совершаются:

- в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение

- либо сопряжены с получением дохода в крупном размере (500 БВ)

- либо повторно

- либо группой лиц по предварительному сговору

- либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий

- либо влекут причинение ущерба в крупном размере (500 БВ).

Для реализации данного варианта защиты необходимо обратиться с заявлением в РУВД по месту совершения преступления. Если указанные в заявлении факты подтверждаются, то возбуждается уголовное дело, которое после расследования передается для рассмотрения в суд. Плюсы и минусы аналогичны варианту 2».

 

Что выбрали «Суши Весла»?

Отметим то, что компания «Суши Весла» с самого начала решила прибегнуть только ко второму варианту — то есть, не требовать никаких компенсаций, а всего лишь наказать нарушителя и защитить свои права. При этом, кстати, понеся убытки из-за командировок в Гродно и других издержек. Хотя, если говорить о самом-самом начале, то гродненской компании достаточно было не проигнорировать письма и просто прекратить нарушать наши права — и не было бы никаких разбирательств… Тем не менее, когда дело дошло до суда, компания «Суши Весла» преследовала только одну цель: защитить свои права на товарный знак и привлечь внимание к тому, что воровать — плохо.

Но проштрафившаяся компания, вина которой была доказана на первом суде целиком и полностью, решила оспорить решение и подать жалобу. 12 июля состоялось еще одно заседание, итог которого был предсказуем: решение осталось в силе, размер штрафа также. Правда, добавился еще один — из-за возбужденного административного дела была проведена проверка деятельности гродненской компании, во время которой были выявлены новые нарушения… Возникает вопрос: оно им было нужно?

Видимо, да, учитывая упорство в попытках доказать, что претензии «Суши Весла» не обоснованы. Но логику в действиях ответчика обнаружить нелегко: доказывая, что «Суши Весла» неправы, в промежутке между двумя судебными заседаниями компания присылает на наш адрес новый дизайн своего продукта и спрашивает, не возникнет ли в данном случае претензий. Ну, права «Суши Весла» данный дизайн не нарушает. Разве что задевает чувство прекрасного.

Вся эта история, как и многие другие подобные, вскрывает одну важную проблему местного бизнеса.

Ее суть в том, что в Беларуси до сих пор встречается не совсем адекватное отношение к интеллектуальной собственности. Некоторые люди рассуждают так, будто воспользоваться чужой интеллектуальной собственностью — это не воровство: ну возьму я, мол, картинку — от владельцев не убудет.

Хотя  на самом деле — еще как убудет. Во-первых, когда компания берет чужой «раскрученный» товарный знак, она продает продукции больше, нежели она продала бы, пользуясь своим «нераскрученным» товарным знаком. А во-вторых, наносит репутационный ущерб компании-владельцу товарного знака — особенно, в том случае, если предлагает продукцию невысокого качества.

Например, вот такую

Что самое удивительное:  зачем сегодня, когда всем доступны компьютеры и графические редакторы, более того — услуги огромного количества дизайнеров-профессионалов, — присваивать себе уже существующие товарные знаки?

Ведь разработать собственный товарный знак или заказать его разработку у специалистов — это не сложно и не дорого. А также — правильнее и интереснее, нежели присвоить чужой. Но главное — это единственный законный вариант.