0
0

Начало начал

Евгений Куренчанин своим примером доказывает: если чего-то очень захотеть, все получится. Не имея кинематографического образования и космических бюджетов, он снял белорусский научно-фантастический фильм «Разум», который некоторые СМИ уже успели окрестить ответом фильму «Начало» Кристофера Нолана.

Накануне премьеры фильма в кинотеатрах Евгений рассказал нам о трудностях съемок, важности веры в проект и команду, а также о помощи, которая была оказана команде со стороны «Суши Весла».

— Евгений, до недавнего времени о съемках фильма «Разум» не было ничего известно, и только буквально несколько недель назад информация начала появляться в СМИ. В чем причина?

— Все просто — решили говорить о фильме тогда, когда дело практически сделано. В самом начале съемок приняли стратегическое решение сдерживать информацию, чтобы максимально «бомбануть» перед стартом проката. Еще одна причина — ну когда нам заниматься прессой и новостями, если мы начали съемки 30 мая? Не до этого было, работали.

— Прежде, чем обсуждать «Разум», — можете ли рассказать о вашем отношении к белорусскому кино, в целом?

— Белорусское кино для меня — это то кино, которое было снято еще во времена Советского Союза и ранней Беларуси. Вот «В августе 44-го» — я просто балдею от этого фильма. Что касается современного кинематографа, то единственная мысль, которая ко мне приходит, — кино нужно просто делать. Вот для меня стало открытием то, что на «Листопаде» в этом году было представлено около 80 белорусских работ — значит, кино все-таки снимают. Но у нас, как мне кажется, мало команд, которые реально могут взять и довести дело до конца. И это огромная честь для меня, что наша команда смогла — не только снять фильм с нуля, но и донести его до зрителя.

— Что далось сложнее всего?

— Одной из сложнейших задач была озвучка. На нормальную студию бюджета не было. Поэтому искали помещение: ходили, хлопали — слушали, как распространяется звук. И приняли решение, что кухня у меня дома вполне себе подходит. Поэтому я привозил Павла Харланчука и Олега Гарбуза к себе домой, и они записывались у меня на кухне.

— Как они на это реагировали?

— Да нормально они реагировали! Они профессионалы, в первую очередь. Тем более, все знали, на что шли. 

Далее — вопрос монтажа. У нас не было человека, который отслеживал отснятый материал на площадке. И когда я привез 8 террабайт видео монтажеру, он посмотрел и говорит: а делайте-ка вы это сами. В итоге я на пальцах объяснял Жене Полищуку, куда что ставить. И это заняло очень много времени: начали монтаж в июле, закончили в конце ноября.

Почему вы вообще решили снять фильм? Насколько известно, до этого вы пробовали себя в бизнес-проектах.

— Не нужно думать, что, мол, вот, появился тут некий бизнесмен и решил снять фильм. У меня было достаточно много различных бизнес-проектов, но какие-то не приносили удовольствия, а некоторые – ни денег, ни удовольствия.  Я начинал новые и новые, а потом задумался: а почему столько суеты? Нужно понять, чем ты готов заниматься всю жизнь, что будет вдохновлять. И вдруг: хочу в кинематограф.

Уже позже начал спрашивать себя: а почему именно кинематограф? Пришел к тому, что кино меня волнует с детства.

— Сильно ли расстроитесь, если фильм потерпит неудачу?

— Ну, потерпит и потерпит. Перетерпит! Глядя на результат, люди выражают много противоположных мнений. И это нормально. Мы все равно будем работать дальше, и после белорусской премьеры пытаться продвигать фильм в других странах — возможно, там, где мы не сможем тягаться с крутым экшном, уйдем в тему артхауса.

— Сложно ли было договориться с прокатом?

— Если ты стараешься делать качественно и доказывать, что твой продукт стоящий, это несложно. А если еще аргументированно объяснить, что твой продукт полезен для кинематографа страны, то еще проще. У нас достаточно открытые люди — можно просто прийти с улицы и предложить что-то.  

В России тоже было легко — даже генеральные продюсеры готовы тебя выслушать, потому как все заинтересованы в интересных проектах.

— Кажется, именно российские СМИ сравнили ваш фильм с «Началом» Нолана?  

— Да, сделали такой комплимент. Конечно, у нас нет такой графики, у нас профессионально-любительский проект. Если бы мы делали кино с большим бюджетом, была бы огромная команда — был бы другой разговор. Видимо, нам отвесили этот комплимент авансом — просто за старания и энергию. И это действительно так: наша команда достойна похвалы хотя бы за приложенные усилия.

— Как вам удалось сплотить и заинтересовать команду? Учитывая, что большого бюджета не было?

— Ну, некий бюджет все же был — на критичные расходники, вроде грима, локаций. Хотя изначально планировался намного больший, были хорошие спонсоры. Но потом он сократился, потом еще сократился, спонсоры, на которых надеялись, отвалились. Пришлось надеяться только на себя. И я приходил ко всем участникам команды со следующим разговором: всю организацию я беру на себя, но вы — готовы получить деньги только в том случае, если мы заработаем?

Почти все согласились пахать. Были съемочные дни по 25 часов. Как это может быть? В 7 утра начали работать, закончили в 8 утра следующего дня. Шли на это, потому как, например, есть классная локация, которую мы не могли арендовать, получали ее только на определенное время. Соответственно, пытались выжать из нее максимум.

— В самом начале трейлера к фильму мелькает логотип «Суши Весла». Каким образом компания поддержала проект?

— «Суши Весла» заинтересовались проектом еще до начала съемок. На том этапе, когда я писал одну из первых версий сценария. Я обратился к руководству: есть вот такая тема, у вас есть возможность помочь? И мне ответили: да, нам интересно. Говорят, подкупила идея героя, который говорит по-белорусски.

Помощь «Суши Весла» была огромной, начиная с полноценного питания съемочной группы на протяжении трех месяцев и заканчивая  предоставлением интерьеров для съемок. Причем, если нужно было в выходной день вызвонить пожарных и попросить их отключить сигнализацию в одном из ресторанов, потому что мы снимали там сцену и запускали дым-машину, нам шли навстречу.  

— То есть, в фильме можно будет увидеть кадры, снятые в ресторанах «Суши Весла»?

— Да, причем мы снимали в обоих ресторанах, на Независимости и на Глебки. Благодаря «Суши Весла. Азиатская кухня», мы закрыли три локации по фильму. Дружеское плечо, подставленное компанией, сыграло немалую роль в проекте, и мы безгранично благодарны за всю оказанную помощь.


Управляющий «Суши Весла» Вачаган Манукян:

«Следуя нашему же слогану «I Love BY», мы всегда стремимся помогать белорусским проектам. Тем более, когда речь идет о масштабных и рискованных проектах, связанных с кинематографом. Белорусское кино находится далеко не на пике развития, и поэтому, когда появился человек с горящими глазами и смелой идеей, который не побоялся запустить съемки в не самое простое для страны время, мы с радостью решили поддержать его. И, в меру своих возможностей, планируем поддерживать белорусские таланты и в дальнейшем».


— Евгений, а о чем фильм?:)

—  Фильм о разуме. О возможностях человеческого сознания. О выборе между личным и тем, что должен сделать. О том, что только избавившись от сомнений и страхов, мы сможем создавать то будущее, которого мы хотим.

— Не будем спойлерить!:) А почему именно жанр научной фантастики?

— Изначально это была мыльная драма, причем, автобиографическая. Но потом я начал показывать сценарий профессионалам, выяснять зрительские предпочтения, анализировать рынок. Понял, что зрителю может быть интересна фантастика. Плюс, я кайфовал от фильма «Начало». Постепенно сценарий трансформировался, и я понял, что нужно не только свои желания реализовывать, но и учитывать предпочтения людей, зрителей.

— Возможно, уже есть дальнейшие планы?

— Да. Мы уже готовим продолжение. Первый фильм имеет открытую концовку. И мы изначально рассчитывали на движение дальше. А теперь и подавно, учитывая то, что я узнал для себя полностью всю последовательность действий при создании кино.

Дело в том, что мне пришлось исполнять различные роли на съемочной площадке, я был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Простой пример: обычно на площадке есть второй режиссер, и у меня была Оля Александрович, настоящий профессионал. Она очень помогала и консультировала, но считала, что эту школу я должен пройти сам. Так и случилось.

— Есть ощущение, что все удалось?

— Да! Я понимаю, что есть результат. На данный момент, мы с командой «колбасим» круглыми сутками, спим по три-четыре часа. Но как иначе? Мы уже заявили о себе, поэтому обратного пути нет. Но еще более важно то, что мы поняли: нам это нравится, мы готовы продолжать. «Разум» для нас — это начало.