0
0

«Медийный четверг» с организаторами «Gastrofest. Азия»

После завершения очередного минского гастрофестиваля мы пригласили его организаторов — Ольгу Малейко, Евгению Красовскую и Станислава Агинского — на порцию свежих мидий и поговорили об истории их успеха и планах на будущее.

Для начала — несколько слов о том, как появился этот чудесный союз. Ольга и Евгения дружат с детства, и в какой-то момент решили бросить работу по найму и организовать свое праздничное агентство. Агентство функционировало не так успешно, как хотелось бы, параллельно был запущен фудхантерский проект «Pomestam». А потом познакомились со Станиславом, который в то время работал pr-менеджером паба Clever Irish Pub и Bar Duck. В день рождения бара Bar Duck Станислав решил отметить праздник, пригласив всех знакомых блогеров, в том числе, Ольгу и Евгению — завязалась дружба, а потом пошли и первые попытки запуска бизнес-проектов.

Гастрофестивали — а это был далеко не первый их проект — выстрелили. И сегодня ребята производят впечатление идеальной команды и единого организма: они преследуют одни и те же цели и даже говорят одновременно, дополняя мысли друг друга. Поэтому, для удобства чтения, мы не стали разделять их ответы на отдельные персонифицированные реплики.

— Давайте начнем издалека: как появилась идея первого гастрофестиваля?

— Да это не совсем наша идея — подобные фестивали проходят и в Москве, и в Киеве, и в других городах. Мы просто взяли ее и адаптировали для Минска. А главное, к некоторым вопросам мы подошли принципиальнее, чем наши коллеги из других городов: по нашим условиям, у всех участников сет стоит одинаковое количество денег, сет подается в любое время (в некоторых городах рестораны участвуют в гастрофестивалях до, например, 18.00), количество ресторанов-участников строго ограничено, а сет должен быть детально описан и представлен визуально. Плюс, мы увидели возможность игровой механики, добавили интерактив, чтобы гости ресторанов получали не только еду, но и какой-то фан.

Кстати, наша забота о потребителе — это, возможно, тот фактор, который принес успех всему проекту. Так получилось, что у нас есть какой-никакой опыт работы в общепите, также мы хорошо понимаем, чего хочет среднестатистический гость. И мы отстаивали, скорее, интересы гостей. Зная рабочие процессы в ресторанах, наценки, коэффициенты и так далее, мы могли спокойно сказать владельцу заведения: «Так, не нужно нам рассказывать об огромной себестоимости, мы прекрасно знаем, сколько это стоит». В то же время, стремились найти баланс и сделать так, чтобы владельцы заведений тоже были довольны — то есть, могли хорошо заработать.

Евгения Красовская

— Вспомните какие-либо сложности во время проведения первого фестиваля?

— Первая и очевидная трудность — это недоверие со стороны бизнеса. Выглядело это так: приходят три человека и предлагают какую-то гипотетическую идею, которая, возможно, принесет какой-то гипотетический профит. А возможно, и не принесет. А еще они хотят за это денег… Да, сейчас механика гастрофеста понятна и прозрачна для всех. Но поначалу мы тратили минимум час на то, чтобы объяснить владельцу заведения, как работает этот механизм.

Наш гастрофестиваль — это в своем роде стартап. Мы решили делать мероприятие городского масштаба и не знали точно, понравится это людям или нет. Страх облажаться был велик. Тем более, у нас была сформированная концепция и список из 20 заведений, которые мы хотели видеть среди участников, а к старту фестиваля этот список полностью изменился.

— Когда стало понятно, что все получилось?

— Наверно, на второй день, когда позвонил шеф-повар одного из заведений-участников и спросил, мол, ребята, гастрофестиваль у нас уже окупился, все заведение забито гостями — а что делать дальше? Вот тогда мы поняли, что идея закатила, и все счастливы.   

— Остались ли какие-либо трудности сейчас?

— Сейчас мы стремимся прийти к правильным критериям отбора заведений. Желающих теперь много, и некоторым приходится отказывать. Так вот хочется руководствоваться объективными и всем понятными рамками. Например, мы решили, что одно и то же заведение не может участвовать в фестивале два раза подряд — и после азиатского фестиваля мы запускаем пивной, чтобы во всей красе смогли проявить себя пабы. Хотя некоторые азиатские рестораны готовы чуть ли не сменить концепцию, чтобы снова принять участие:)

Еще одна проблема, которая неожиданно «всплыла» — мы призывали заведения делать качественный сервис, но некоторые участники расценили фестиваль просто как кучу рекламы, которая гарантированно приведет много людей, и решили схалтурить. И они закладывали в свой сет не столько труда и любви, сколько хотелось бы нам.

А ведь даже если сделать низкомаржинальный сет, он в любом случае окупится, если продать его 100 раз. При самом плохом раскладе, это произойдет за 4 дня. То есть, всего лишь 4 дня окупают участие в гастрофестивале. И делать сет плохим — это банальная недальновидность. Да, люди придут, закажут сет, но если сет будет так себе, они больше не вернутся. И мы не хотим, чтобы славу фестивалю делали несколько заведений, которые подошли к этому с умом, а остальные участники просто пользовались халявной рекламой и репутацией других участников.

Хочется, чтобы заведения воспринимали гастрофестиваль как возможность проявить себя.

Ольга Малейко

— Не было ли у вас идеи как-то контролировать то, что предлагают заведения?

— Когда мы готовились к азиатскому фестивалю, мы решили, что не будем оказывать никакого влияния на то, какими должны быть сеты. Но, начиная со следующего, мы собираемся следить за тем, чтобы рестораны не предлагали заведомо слабые сеты.

Также, если говорить о планах, мы очень хотим поменять формат закрытия фестиваля. Если раньше это было мероприятие для владельцев заведений и прессы, то на следующее закрытие мы планируем пригласить и гостей — тех, которые проявляли активность в ходе фестиваля. Пусть гости пообщаются с владельцами, поделятся своим мнением, пусть владельцы получат ценный фидбек.

— Какой из прошедших фестивалей вам понравился больше?

— Тот, который будет! Серьезно, когда-то нам казалось, что кофейный фестиваль — это бомба, и лучше быть не может. Потом мы ждали азиатский и тоже думали, что будет круто — так и получилось. Но теперь мы ждем пивной фестиваль, ждем с придыханием и даже благоговением. Почему так? Потому что мы постоянно придумываем новые идеи, которые можно реализовать, или изменения — и нам не терпится их воплотить. Они могут быть практически незаметными для гостей, но очень важными для нас.  

— Сколько фестивалей вы планируете провести в этом году?

— Четыре, но только по той причине, что мы решили сделать год экспериментальным. Потом мы уменьшим количество фестивалей хотя бы до трех в год, может быть, даже двух, но крупных. Хочется, чтобы они не превращались в обыденность, хочется, чтобы люди их ждали.  

— А почему именно 20 участников?

— Да просто наша интуиция. Каждый раз нам говорят, мол, какая вам разница — возьмите 25 участников, а не 20. Но нам делать этого не хочется, потому что размазывается эффект; если участников станет в два раза больше, то мало кто сможет попробовать все предложения. В свою очередь, не попробовав все сеты, сложно сравнивать. А люди очень любят сравнивать и делиться своим мнением.

Станислав Агинский

— Сталкивались ли вы с каким-либо негативом со стороны гостей?

— Любое мероприятие подразумевает то, что может случиться форс-мажор. Люди могут приехать в заведение, а там чего-то не оказаться — люди злятся, что они специально ехали в это заведение, и не получили того, чего хотели. А если говорить о негативе в нашу сторону… Ну, можем вспомнить странный и надуманный негатив — в комментариях на одном онлайн-ресурсе. Дело было так. В среду выходит статья о гастрофестивале, который должен начаться в пятницу, и тут же появляется комментарий примерно следующего содержания: «ололо, все обман, я заказал сет, а мне принесли не то, что на картинке!». Да, разумеется, комментатору указали на то, что он физически еще не мог заказать что-то, но это не отменяет нашего вопроса: зачем люди стараются изгадить какую-либо идею со старта?

— Особенно, если это, как вы сами сказали, своего рода стартап…

— Нужно отметить, что это был не первый, не второй и не третий наш стартап. И если перечислять общее количество наших фейлов, мы можем тут целый день сидеть. Вот есть такие Fuckup Nights, в ходе которых люди рассказывают о своих неудачах, — так вот мы можем своими рассказать занять все два часа подобного мероприятия! Провальные вечеринки, прогоревшее ивент-агентство, глобальные «влеты» на деньги — все это мы прошли.

Что тут говорить, если мы чуть было не отказались от проведения первого гастрофестиваля! Не отказались только по той причине, что нам стало стыдно перед теми, кто «подписался» под участие в нем. Поэтому говорить о том, что мы такие молодцы и с первого раза все сделали, мы не стали бы.

Есть такая мудрость: когда ты не получаешь того, что хочешь, вместо этого получаешь опыт. Но эту фразу легко произносить, если в конце концов все получилось:) А когда у тебя серьезный «влет», потом еще один, все подобные мудрые фразы не очень-то помогают. Тем не менее, если долго стучаться в какую-то дверь, она обязательно откроется. И вопрос здесь только лишь в том, когда это произойдет: сразу же, через год или через десять.

— Можете ли дать совет тем, кто не решается запустить какой-то свой проект?

— Первый совет — нужно сначала поработать в сфере, в которой ты хочешь начинать проект. Иначе ничего не получится. Второе – ты можешь делать что-то идеально круто, но сначала узнай, нужно ли это вообще кому-нибудь. Не обязательно собирать целую фокус-группу: 15 знакомых будет достаточно. По крайней мере, они зададут правильные вопросы и тем самым «подсветить» те моменты, о которых ты даже не задумывался.

Если же вам просто страшно что-то новое начинать, то у нас плохие новости: страшно будет всегда. У нас каждый раз как первый раз: а вдруг не пойдет, а вдруг не закатит? Если же все получается, то потом начинает преследовать новый страх — страх потерять успех. С ним тоже придется смириться.  

Не нужно бояться неудачи. Не нужно бояться смены деятельности. И уж точно не нужно думать о том, что о тебе подумают другие люди, если у тебя что-то не получится. Всем пофиг.

— И наш последний вопрос — кому бы вы порекомендовали ресторан «Суши Весла» и по какому поводу?

— У вас универсальный формат, он отлично подходит и для свидания, и для деловой встречи. Кроме этого, ресторан «Суши Весла» — это великолепное место для посиделок с друзьями: здесь и вкусно, и атмосферно, и чувствуешь себя нескованно. Также ресторан можно рекомендовать всем, кто любит разнообразие. Во-первых, меню здесь очень большое, во-вторых, оно постоянно обновляется. Ну и отдельно хочется отметить ваши лимонады — они уже действительно знаковые и узнаваемые, нигде таких вкусных нет!

Обсуждение