0
0

«Медийный четверг» с Павлом Крамарем

Рестораторы порой ненавидят их за правду, а подписчики любят — за нее же. Кто такие фуд хантеры и с чем их едят? В рамках «Медийного четверга», мы решили пообщаться с Павлом Крамарем, одним из создателей и идейным вдохновителем KOKO.BY — журнала о еде и заведениях Минска.

 

— Павел, в двух словах — что нужно для того, чтобы стать фуд хантером?

— Нужно хорошо ориентироваться в заведениях столицы, отслеживать последние тенденции, смотреть, чем дышит потенциальный гость и владельцы заведений Минска. При этом, желательно быть верным одной тематике, потому как разбираться во всем сразу невозможно. На нашем сайте и в пабликах нет моды, трэвела и уж тем более политики — только еда и гастрономические события, касающиеся Минска.

— Сколько времени прошло с момента создания KOKO.BY?

— Если вести отсчет со дня регистрации домена, то около 6 лет, а если принимать во внимание активную деятельность, то где-то 2,5 - 3 года. 

— Как за это время изменилось твое отношение к заведениям?

— Наверно, я стал более требовательным и на многие вещи смотрю не так, как другие гости. Чтобы писать о заведениях, нужно понимать, как работает система целиком. Критиковать легко, но чтобы критиковать правильно, нужно знать, как все устроено, и стараться быть объективным.

— У тебя появилось немало последователей — как относишься к конкуренции?

— Положительно отношусь. Личное мнение должно быть у каждого, и каждый волен его транслировать. Вопрос только в том, как долго продержится очередной фудхантерский проект. Брались за это дело многие, но чаще всего через несколько месяцев проект затухал — авторы теряют интерес либо разочаровывается из-за того, что не получается сразу же проект монетизировать.

— А KOKO.BY удалось монетизировать?

— Коммерция присутствует, однако часто люди не совсем правильно понимают, как она работает, и думают, что нас везде кормят бесплатно, а каждый наш пост — это реклама. На самом деле, все рекламные посты на сайте помечены тегом «на правах рекламы». А проплаченных обзоров мы не приемлем — мы не хотим потерять доверие читателей.

— Аудитория у вас довольно широкая, в одном только Инстаграме — в районе 70 тысяч подписчиков. Каким образом удалось добиться такого охвата?

— Если писать одни обзоры, становится скучно, поэтому мы разбавляем наш контент — например, юмором, связанным с едой. То есть, стремимся к тому, чтобы контент был не только познавательным, но и развлекательным. А развлекательный контент подписчики довольно активно репостят. Также полезно пытаться достучаться до совершенно новых людей. Делать это можно по-разному: например, встретились мы как-то с Анной Бонд, я отметил в публикации ее, она отметила меня — и, поскольку целевые аудитории у нас разные, на KOKO.BY пришли новые подписчики. 

— Многие замечают, что KOKO.BY очень «комментируемый» паблик…

— Да, но комментарии под постами – это только вершина айсберга: ты не представляешь, какое огромное количество диалогов происходит в вайбере, директе Инстаграма… Мы очень активно работаем с подписчиками. Вот из недавнего — попросили нас порекомендовать заведение для того, чтобы отпраздновать юбилей. Мы подумали и посоветовали — на следующий день получили несколько тысяч символов восторженного фидбека! Люди доверяют нам, люди рекомендуют нас другим — сарафанное радио работает замечательно.

— Учитывая, что у тебя есть основная работа, можешь ли рассказать о том, сколько времени отнимает ведение соцсетей и сайта?

— С соцсетями все достаточно просто — можно сильно не редактировать текст, по-быстрому что-то сфотографировать и опубликовать. Если же речь идет о сайте, то в этом случае нужно несколько раз все продумать, проверить текст на ошибки, добавить фотографии, убедиться, что они не нарушают закон (на изображениях не должно быть алкоголя и табака) — в среднем, на публикацию одной статьи уходит часа два минимум. Поэтому обновлять ленту сайта много раз в день сложно. Да и поводов для этого немного: заведения в Минске открываются редко, хорошие заведения — еще реже, а писать об одних и тех же — скучно.  

— Что, по-твоему, сегодня главное в заведениях?

— Мне кажется, концепция. Но в Минске с концептуальными заведениями все очень сложно, потому что следование какой-либо концепции подразумевает сужение аудитории. Если ты делаешь вегетарианское кафе, к примеру, будь готов к тому, что гостей у тебя будет немного. Плюс, не любая концепция возможна, с точки зрения законодательства: в Беларуси, например, нельзя открыть «кошачье» кафе наподобие того, которое есть в Вильнюсе.

Если концептуальные заведения все же появляются, то они, как правило, долго не существуют. Вот открылся когда-то на проспекте Независимости стимпанк-бар — у него была классная концепция, но просуществовал он месяца три. Во-первых, место не самое проходное, во-вторых, люди не поняли эту стимпанк-тему. Поэтому сейчас более-менее стоят на ногах те заведения, которые предлагают просто хорошие напитки, хорошую кухню и приятную атмосферу.

— Наблюдаешь ли ты сегодня какие-либо тенденции в минских заведениях?

Персонал стал больше беспокоиться о гостях. Появилось больше интересных предложений, акций, гастросетов, спецпредложений — и это хорошо. Также многие заведения стали расставлять акценты: кто-то позиционирует себя как место, где самый лучший в городе борщ, кто-то делает упор на самые крутые голубцы. В целом, заведения стали на порядок больше внимания уделять качеству кухни и обслуживания.  

— А негативные тенденции?

— Люди стали больше жаловаться. И потребительский экстремизм действительно имеет место быть. Кто-то находит какой-то мелкий недостаток в заведении — и тут же требует накрыть ему целый стол бесплатно. Люди поняли, что можно написать плохой отзыв в соцсети и подпортить заведению репутацию… То есть, с одной стороны, публика стала более требовательной, с другой — более придирчивой. При этом хвалить у нас не любят, а вот поругать — это за милую душу.  

— Если бы ты решил открыть свое заведение, каким бы оно было?

— Это была бы шаурменная! Потому что рецепт шаурму придумали Боги и спустили его на землю, чтобы мы воплотили этот дар в жизнь (шутка).

Мне кажется, то нужно начинать с чего-то простого, не требующего больших затрат. Чтобы понять, как этот бизнес работает. Потому что вложить крупную сумму денег во что-то грандиозное, а потом вдруг увидеть, что дела идут плохо… В общем, прежде, чем покупать спортбайк, нужно освоить велосипед.

— По всей видимости, 2017-й год будет сложным и кризисным. Можешь ли дать какой-либо совет рестораторам, как остаться в следующем году на плаву?

— Если верующие – сходить в церковь, а если неверующие – поверить и сходить:) Если серьезно, то рестораторам не помешало бы до конца осознать то, что за клиента нужно бороться, а для этого нужно больше работать с персоналом, особенно, с официантами. А то у нас многие давно опустили руки и считают официантов, которые, по сути, являются лицом заведения, чуть ли не «расходным» материалом.

Что касается цен, то сами заведения должны понимать, что конкуренция сейчас очень высокая. Поэтому, если вы ставите высокие цены, нужно им соответствовать. Сегодняшний потребитель, если он хорошо платит, на выходе хочет получить «вау!».

Даже мы, когда общаемся с владельцами и менеджерами заведений, всегда акцентируем, что самое главное — смотреть на реакцию гостей. Нельзя делать поспешных выводов на основании отзыва одного фуд хантера, ровно как нельзя ориентироваться на одни лишь пожелания владельца. Все-таки любое заведение (если для владельца это не побочный бизнес из разряда «хочу, чтобы был свой ресторан») открывается для людей, в первую очередь. Поэтому нужно обращать внимание, прежде всего, на то, что нравится людям, и давать им это.